Уроки 1-2 Язык и речь. Виды речевой деятельности человека
Знакомство с учебником «Русский язык» (2 класс). Виды речи
Целевые установки: познакомить с учебником «Русский язык» (2 класс), части 1, 2, пособием «Русский язык. Рабочая тетрадь» (2 класс), части 1, 2; создать условия для осознания значимости каждого вида речи в жизни людей и ценности русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; учить понимать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; формировать умения различать устную, письменную речь и речь про себя, пользоваться алгоритмом списывания предложения; развивать умение оценивать результаты деятельности на уроке.
Ход урока
Целеполагание: рассмотреть материал учебника от обложки до с.8. теради от обложки до с. 4 и сформулировать учебную задачу: познакомиться с учебником «Русский язык» (2 класс), части 1, 2, пособием «Русский язык. Рабочая тетрадь», вспомнить о том какая бывает речь, работать с текстами рисунками и информацией, представленной в виде схемы, учиться списывать с доски, учебника и дописывать предложения, проверять написанное и оценивать свою работу.
1. Знакомство с учебником «Русский язык» (2 класс), состоящим из двух частей. Чтение названия учебника, фамилий авторов учебника. Рассматривание обложки, титульного листа, форзацев учебника, иллюстраций, текстового материала, справочных материалов, оглавления, условных обозначений и др.
Чтение и обсуждение обращения авторов ко второклассникам (учебник, часть 1, с. 3).
2. Ознакомление с пособием для учащихся «Русский язык. Рабочая тетрадь» (2 класс), состоящим из двух частей: чтение названия пособия, авторов пособия. Рассматривание обложки, титульного листа, форзацев учебника, иллюстраций, текстового материала, справочных материалов, оглавления, условных обозначений и др.
Воспроизведение правил письма.
3. Работа над словарным словом здравствуй(те) (учебник, с. 8): соотнесение произношения и написания этого слова, знакомство с его этимологией (слово-приветствие здравствуйте родилось из выражения я здравствую тебя, то есть желаю тебе здоровья). Проговаривание слова-приветствия здравствуйте по слогам, его запись. Написание слова здравствуйте предлагается запомнить.
4. Знакомство со шмуцтитулом (учебник, с. 5), названием раздела учебника («Наша речь») и определение целевой установки изучения раздела «Вспомним, узнаем, будем учиться».
5. Чтение и завершение неоконченного предложения: (с доски)
«Только человек обладает даром…» (Речи.) Формулирование ответов на вопрос учителя: «Каким уникальным даром обладает человек? Без чего люди не смогли бы общаться друг с другом? Какой может быть речь?» (Вежливой, приветливой, деловой, разговорной.) Выяснение основной мысли получившегося предложения. (Только человек обладает даром речи, даром слова; общаясь, человек выбирает из кладовой языка нужные слова, составляет из них предложения, для того чтобы правильно выразить свою мысль и быть понятым собеседником.)
Списывание предложения с доски.
6. Рассматривание рисунков («Рабочая тетрадь», упр. 1, с. 3). Обсуждение вопроса: «Для чего людям нужна речь?»
7. Чтение названия темы «Виды речи» (учебник, с. 6). Обсуждение познавательной задачи урока: «Какая бывает речь?»Соотнесение схемы, рисунков и записей в схеме (учебник, упр. 1, с. 6). Выполнение заданий к упражнению.
Формулирование ответов на вопросы: «В каких случаях человеком осуществляется слушание? говорение? чтение? письмо? внутренняя речь?»
8. Чтение текста (учебник, упр. 2, с. 6). Обсуждение и выполнение письменного задания («Рабочая тетрадь», упр. 2, с. 3): чтение предложений с пропущенными сочетаниями слов, вписывание этих сочетаний в печатной тетради.
9. Чтение предложения, рассматривание рисунков (учеб ник, упр. 3, с. 7 Обсуждение ответов на вопросы к упражнению. Списывание предложения в рабочую тетрадь. Воспроизведение последовательности работы при списывании (учебник, памятка 5 «Как научиться правильно списывать предложение», с. 132).
10. Чтение текста (учебник, упр. 4, с. 8). Выполнение заданий. Само и взаимопроверка. (можно дать задание подчеркнуть гласные буквы или соотнести количество звуков и букв в слове «Дети»)
Итог урока. Соотнесение поставленных целей и выполнения работы.
Ответы на вопросы учителя: «Для чего нужна речь в нашей жизни? Какой главный вопрос стоял сегодня перед вами на уроке? Какая бывает речь? Что означает устная речь? письменная речь? А что значит внутренняя речь? Часто ли мы пользуемся ею в жизни? А какая речь возникла раньше — устная или письменная?»
Домашнее задание
Подготовить ответы на вопросы по схеме и рисункам учебника (упр. 1, с. 6); выполнить задания в «Рабочей тетради» (с. 4).
Следующие уроки можно скачать по ссылке